lumenfan.ru feedback
1Pirat
Lumen: дискография, тексты песен, фотографии, рецензии и другая информация.

LUMEN: "Мы хотим, чтобы люди умели давать сдачи"

24.11.2008

Накануне большого сольного концерта группы Lumen 29 ноября на Малой Спортивной Арене "Лужники", Звуки.RU встретились с вокалистом коллектива Тэмом и обсудили стадионный рок, воспитание детей, эскалацию насилия в обществе и планы группы на новый альбом.

LUMEN: Мы хотим, чтобы люди умели давать сдачи

Звуки.RU: Хотелось бы немного пролить свет на самый ранний период существования группы. Везде, где есть упоминания о Lumen, говорится, что начинали вы свой путь в 96ом году или даже раньше...

Тэм: Нет, могу сразу сказать, что это не совсем так. Да, условное начало - это 96ой год, но начиналось все, когда мы просто собирались в подвале и играли чужие песни. Никаких разговоров о группе, собственном творчестве не было. Мы были очень увлеченными музыкой парнями, впрочем, мы такими и остались (смеется). Процесс вхождения в круг людей серьезно занимающихся музыкой настал в "период Навигатора" (время между 2000-2001 годом, когда группа записала свои первые альбомы - концертный "Live In Navigator Club" и "Без Консервантов").

Звуки.Ru: А много ли групп, с которыми вы выступали в то время, не дожили до наших дней? И о ком вы действительно сожалеете?

Тэм: Если сегодня посмотреть на уфимскую рок-сцену, то понимаешь, что с тех пор было распущено подавляющее большинство подающих надежд команд: НерУ, Неуд, Белый Трамвай, - все это были очень интересные коллективы. Жаль, что перешла в пассивное состояние группа Калипсо - они существуют, но очень мало играют. Вот только недавно они приступили к полноценной деятельности, собираются записываться альбом. Еще Нечто - отличные ребята, мне многие их песни нравятся, но они тоже сейчас в замороженном состоянии находятся, к сожалению.

Звуки.RU: А почему так получилось, есть какое-то объяснение?

Тэм: Самый главный фактор - это недостаток целеустремленности. Потому что условия нам были созданы крайне благоприятные. У множества уфимских групп был практически неограниченный доступ к студии, где можно было творить, и выход на отличную площадку, которую всегда посещала публика, искренне жаждущая новой рок-музыки. Концерты были тогда бесплатными, и конечно это предоставляло возможность заинтересовать огромную аудиторию. Но люди все равно пытались сидеть на двух стульях: я буду музыкантом и при этом буду учиться и работать в придачу. Конечно, это сказалось на конечно результате - нельзя вырываться за рамки локальной известности, если ты до обеда механик, а после идешь репетировать.

Звуки.RU: А у вас самих были какие-то сомнения в правильности выбора жизненного пути?

Тэм: Конечно, были. Как в омут вошли. На тот момент было совершенно непонятно, куда эта кривая выведет. Единственное, что было абсолютно ясно - это что ничем другим заниматься не хочется. Мы все хотели реализовать себя именно в этой области. Если бы у нас не получилось стать музыкантами, мы бы осели где-нибудь рядом: пробовали бы себя как звукооператоры, промоутеры, как угодно.

Звуки.RU: Удалось сохранить в полноте эти эмоции?

Тэм: Да, мы слишком долго вынашивали мечту заниматься только музыкой и ничем больше. И в принципе все складывалось именно так, как мы себе представляли, все элементарно, тут не нужно мудрить: мы записываем альбом, а затем доносим его до стольких людей, сколько хотят его услышать. Конечно, путь этот был непростым, со своими подводными камнями и препятствиями, о которых мы тогда, десять лет тому назад и думать не могли, но в итоге все получилось так, как мы хотели.

Звуки.RU: Грядущий концерт на МСА "Лужники" это знаковое событие в данной цепочке?

Тэм: Разумеется, и для нас это очень большая площадка, и переживаем по этому поводу. У нас постоянно были такие ступени: в Москве мы сначала играли клубе Бункер, потом по нарастающей - в Б2, Точке, Апельсине. Но настал момент, когда нам нужно было отыграть в ДК Горбунова, это было для нас стрессом, но в тоже время и новым уровнем. Тоже самое с концертом в Б1-Maximum, осваивание новых высот - это всегда некий страх, ведь хочется до поклонников донести свои мысли, настроение, но и не только, теперь мы хотим, чтобы в этом была еще и красота. А для этого приходится уделять внимание и видео-инсталляциям и со светом очень много работать - все это тяжело, но стоит того, чтобы посетитель концерта получил помимо идеологической составляющей еще и эстетические впечатления. Так что для нас концерт в "Лужниках" - это проба новых тенденций.

LUMEN: Мы хотим, чтобы люди умели давать сдачи

Звуки.RU: А есть соображения по поводу того куда дальше двигаться, некая долгосрочная перспектива? Есть же определенные пределы роста, вот сегодня, например, вы уверенно собираете "Лужники", а что затем?

Тэм: Несколько лет назад мы поставили себе мысленный порог - мы всегда были и будем группой широко известной в узких кругах. И это не те ограничения, через которые мы хотим перешагнуть. Потому что мы прекрасно осознаем реалии той индустрии, что у нас называется громким словом "шоу-бизнес". Мы наблюдаем за тем, что происходит в музыке в целом, особенно в модной молодежной музыке, и понимаем, что мы никак не можем вписаться под рамки такого понятия как мэйнстрим, как бы его гибко не трактовать. Нам не хотелось бы менять свою музыку, в угоду пусть даже и гарантированного расширения аудитории. Самое главное, что там миром двигают совсем не те идеи, которые мы стараемся до людей доносить. И мы готовы жить со своим выбором. Если внимательно просмотреть историю множества музыкальных коллективов, не важно, отечественных или зарубежных, понимаешь, что помимо роста, важно уметь оставаться на том же уровне, не скатываться вниз. Одно это уже является значительным достижением. И мы надеемся, что нам удастся удержаться, но не в смысле проданных билетов или пластинок, нет, удержать те эмоции, которые мы получаем от своей деятельности. Раньше мы были радикальнее и считали, что "все, что не прогресс - это регресс", сегодня мы более взвешенно смотрим на вещи - оставаться самими собой, не уступать никому своих позиций - это уже много стоит.

Звуки.RU: Что-нибудь изменилось за то время, пока ваши песни не крутили по радио?

Тэм: Как раз недавно, одна наша песня опять появилась в радиоэфире, она называется "Гореть". Но в целом за этот срок ничего не изменилось. Радиостанции дали нам отличный старт, но мы не почувствовали что чего-то лишились, когда наши песни перестали ставить. Это было странно, потому что по началу мы думали, как дело пойдет дальше и строили скорее пессимистические прогнозы. Но все получилось по-другому.

Звуки.RU: Как вы думаете, почему за последние несколько лет в России не появилось новых "стадионных" рок-групп?

Тэм: Проблема в том, что если брать золотую эру русского рока, когда коллективы действительно могли собрать битком стадион в любом уголке страны, то тогда таких групп конечно было много, особенно по сравнению с сегодняшним днем, но суть в том, что в это время вообще было мало команд. Сегодня же все объясняется огромным выбором, перед которым стоит любой меломан, и я не вижу в этом ничего плохого. Человек может удовлетворить потребность в такой музыке, которую раньше на этой территории вообще было представить нельзя. В Омске за день до нас играли Das Ich, и четыре года назад я даже не мог подумать, что это возможно. А теперь это норма, и уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И конечно, что в случае вот такого широкого спектра артистов на любой вкус, многие не захотят идти на стадион, на не слишком любимого артиста.

LUMEN: Мы хотим, чтобы люди умели давать сдачи

Звуки.RU: Но вот это вот раздробление и нишевость музыкальных проектов привела к тому, что сегодня в рок-музыке фактически отсутствуют молодые харизматические лидеры. А обилие информации приводит к размыванию границ между, условно говоря, хорошей музыкой и плохой - каждый стремится найти что-нибудь свое, замкнуться в очень узкой теме, отдалиться от остальных. В такой ситуации очень сложно подчас многим неискушенным людям ориентироваться, их все норовит сбить с толку яркой, но безвкусной подачей, раздутой шумихой.

Тэм: Да, ориентироваться стало сложнее, но если говорить о лидерах, то дело не только в отсутствии у молодых артистов притягивающего публику обаяния, помимо него требуется еще и идея, способная заражать собой слушателя. Поэтому может быть харизматичных людей на сцене и немало, но нет той идеи, которая смогла бы объединить людей. К тому же люди стали очень разными и разобщенными. Я считаю, что это проблема атомизации нашего общества, обособления всех ото всех. Каждый раз, когда появляется сильный объединяющий посыл, мы наблюдаем всплеск популярности той или иной команды, этот посыл транслирующей в песнях. Как пример группа Психея. Я как-то пытался разобраться в их творчестве, и понял, что один из самых главных вопросов, которые поднимают музыканты - это тема поиска своего места в этом мире. Это вопрос, которым озадачивается огромное количество людей. И неудивительно, что в следствии этого, они тянутся к тому, что делают ребята из Психеи.

Звуки.RU: Ну а вы нормально относитесь к проявлению чрезмерной агрессии в музыке?

Тэм: Резко отрицательно. В мире и так полно агрессии, зачем ее умножать? Недавно, мы всем коллективом обсуждали принципиальные аспекты воспитания детей: как идет становление личности, как маленький человек интегрируется в обществе. И вот на что я обратил внимание, что в 90 процентов всех сказок изначально несут в себе образ скрытой угрозы, противостояния положительных персонажей и их врагов. Немаловажно, что этот же мотив развивается и по мере взросления человека - например история, которую нам преподают в школе, это не история подлинного развития человечества, а хронологический список войн. Это закладывание в человека скрытой агрессии затем проявляется на каждом этапе жизни. Меня сильно волнует эта проблема, поскольку я верю, что мы все здесь не для того, чтобы друг-друга убивать. Я отказываюсь применять теорию естественного отбора к человечеству. В этом смысле, я прямо против всех призывов к насилию. В наш адрес слышатся упреки, что мы сами призываем к насилию, но такого никогда не было, единственное, чего мы хотим, чтобы люди приучили себя давать отпор чужой агрессии, умели давать сдачи. В реалиях сегодняшнего дня - это единственный шанс защитить собственную жизнь.

Звуки.RU: Но с другой стороны, вопрос же не только в том, чему ребенка напичкают "сверху". Но и в компьютерных играх, современных мультфильмах и книгах везде уровень жестокости превышает любые дозволенные моралью границы. Как быть с этим?

Тэм: Меня нисколько не пугают факты наличия таких явлений в целом, дело в другом. На мой взгляд, сейчас родители совершенно не контролируют, чем занимаются их дети. Все заняты собственной жизнью, и конечно, самый простой способ занять ребенка - это посадить его перед телевизором, и что будет дальше уже неважно. А потом начинается борьба с тем, за чем ты сам не доглядел. У всех проявлений человеческой культуры могут быть противоположные способы применения, и соответственно - результат тоже будет кардинально различаться. Важно не выкидывать что-то из культуры, а умело им пользоваться.

LUMEN: Мы хотим, чтобы люди умели давать сдачи

Звуки.RU: Вы как-то говорили, что следующий альбом будет более лиричным, чем текущий репертуар группы. Это так?

Тэм: Не совсем. Вот взять нашу предыдущую пластинку "Правда?", она была выпущена, чтобы поменять отношение людей к жизни, и чтобы они в конечном итоге поменяли мир. Сегодня мы понимаем, что все это очень наивно и утопично. Хотелось, чтобы все было как в сказке - крикнул "Хватит" и началась вечная весна и вечная любовь. Так конечно не получилось. Поэтому сложно сказать каким будет новый альбом, потому что мы стоим на перепутье, у каждого свои взгляды, на то каким он должен быть, и мы пока даже не пытались сложить все векторы воедино.

Звуки.RU: Музыка Lumen с композиционной точки зрения сделана очень просто - никаких сложных аранжировок или необычных инструментов. Ее удобно играть на обычной гитаре, и легко разучивать слова. Это было сделано специально, чтобы людям было проще себя ассоциировать с этими песнями, или же оно само так вышло?

Тэм: Все, что мы делаем - оно неосознанно. Я не могу сказать, про наши песни, что они как-то сочиняются, нет, скорее, это выплеск эмоций, то, что из нас вырвалось, и, как правило, все это фиксируется в течении короткого времени. Исключение составляет первый альбом, там мы долго искали какую-то музыкальную форму, поэтому он вышел таким разнообразным стилистически. Мы не колдуем над собственным творчеством, мы не стремимся делать его особым привлекательным.

Звуки.RU: Ну а музыкальное новаторство в ваших глазах, оно обязательно для артиста?

Тэм: Без сомнений, оно нужно. Мы постоянно делаем что-то новое, но с той поправкой, что это новое для нас. Мы пробуем неизведанное, чтобы нам самим было не просто интересно заниматься музыкой, а очень интересно. Каждая новая работа в студии, или каждое турне проходит с таким ощущением. И мы стараемся его держаться.

Феликс САНДАЛОВ,
ЗВУКИ.РУ


Комментарии

18.08.2011, 17:35
11
Мне нравится слушать их песни,они обхватывают мою душу,мне нравится слушать,я долго была в поисках своей музыки,и я нашла Lumen.
25.06.2010, 10:00
10
Даааа,Люмен это действительно уникальная группа!!!Никто кроме них не сможет передать свои эмоции вот так)
06.02.2010, 20:08
9
Да ребята молодцы. Песни о жизни в дальнейшем в какой то момент помогут выбрать правильное решение! И вообще Спасибо!
15.01.2010, 17:54
8
Константин Л. вы правы то что поет люмен это так близко к нашей жизни и не одна другая иностранная группа не смогла бы это выразить по этому они лучшие)))))))))))
09.01.2010, 18:30
7
творчество группы люмен, заставляет нас задумываться о многом:о мире в котором мы живем, о самопознание, о терроризме, жестокости, насилии и вообще о том, что нас окружает.спасибо вам за ваш смысл, который вы превносите в наши сердца.
25.12.2009, 20:46
6
творчество этих ребят поменяло мою жизнь. Придало сил вырваться из накуренных подъездов, вечной пьянки, травы и прочей хрени.
25.12.2009, 20:45
5
творчество этих ребят поменяло мою жизнь. Придало сил вырваться из накуренных подъездов, вечной пьянки, травы и прочей хрени.
26.05.2009, 01:49
4
не зря они поют я например координально жизнь изменил
08.04.2009, 20:54
3
Константин полность с вами согласен музыка люмена всегда что то новое но не резко новое а...вобщем мне кажеться что ребята как будто подготавливают слушателя к этому новому...люди захотите что либо обсудить или просто поболтать пишите на мыло lawa3331@mail.ru
04.04.2009, 20:33
2
Спасибо!
Просто спасибо!
02.04.2009, 13:53
1
Поразительно насколько мои взгляды на жизнь совпадают с мыслями которые передают через песни этот коллектив, не хочется писать какую ту критику или еще что то просто скажу что то что играют ребята музыка для души, ну во всяком случае для моей...
Оставить комментарий
Ваше имя и фамилия:
Комментарий:
Защита от спама
Проверочный код
Код на картинке: